логин (e-mail)
пароль
   
регистрация | забыли пароль?


Рейтинг авторов






Rambler's Top100




Искать на Жабе:




Прикольные истории (6989)

Всякое случается в нашей жизни, бывает и такое...

Добавь сюда! Анекдот, Flash игру, прикольную историю, смешную картинку, да малоли, что еще!



Как пчела и барсук человека делили
– эти существа способны проявлять свою индивидуальность и при этом весьма социальны.

Этолог Конрад Лоренц, например, считал, что больше всех похожи на человека черная и серая вороны, которые имеют вполне реальные шансы при следующем эволюционном буме стать вторым разумом на планете.

Эти птицы обладают очень развитым языком, причем каждой местности соответствует свой диалект: ворона парижская, привезенная в Нью-Йорк, не понимает своих американских родственниц.

Вороны способны использовать и даже изготавливать инструменты. Известен, например, опыт с вороной, которая, пытаясь подцепить проволочкой корм из стакана, всегда догадывается согнуть ее крючком на конце.
дельфин
Выбор всегда за тобой

Но не стоит забывать про нашего внутреннего барсука. У кого-то барсук помельче, у кого покрупнее и потребовательнее, но он имеется всегда. И это великолепно, так как без барсучьей составляющей все человечество представляло бы собой довольно бессмысленный рой лишенных личности клеток. Каждый из нас осознает свое «я» как нечто уникальное и очень важное, мы способны не только на сотрудничество, но и на яростную конкуренцию. И пусть наши природные интеллектуальные способности слабее, чем, скажем, у кошки*, но они все-таки позволяют нам логически мыслить и строить прогнозы.

Поэтому человек почти всегда находится в состоянии выбора. Наши барсучьи потребности в тепле, покое, безопасности, сытости, сексе, удовлетворении любопытства и тому подобном каждую минуту находятся в противофазе с пчелиной потребностью делать как все, думать как все, служить другим и наступать на горло собственной песне с чувством безусловного счастья.

У кого-то бегунок сильнее смещен в одну сторону, у кого-то – в другую, но этот дуализм желаний для нас совершенно неизбежен. Мы называем это борьбой добра и зла. Барсуку в этой гармонии отведена роль греха, а пчеле – нравственного закона. Но сместись картинка сильно в одну из этих двух сторон – и человечество сейчас не кичилось бы своим разумом, а тихо жужжало или сидело по норкам.

* Примечание «Нет, автор тут не шутит. Тот, кому кажется, что это высказывание несправедливо, может попробовать провести собственный опыт, взяв пятилетнего ребенка и годовалого кота и посмотрев, кто из них сумеет успешнее выжить, например, в лесу в полном одиночестве».

видя тонущую козу, вынимает ее хоботом из воды? Потому что эта коза похожа на тонущего слоненка? Слоны, конечно, довольно близоруки, но не настолько. Биолог Ричард Докинз, исследуя случаи альтруистичного поведения у животных, приходит к выводу: неродительский альтруизм свойствен лишь социальным животным. Барсук никого спасать не будет, если, конечно, он не мамаша очень мелких барсучат (да и это, кстати, не факт). Барсуку глубоко плевать на всю боль этого мира, если только она не имеет отношения к его собственному хвосту. Чем социальнее вид, тем больше он склонен к альтруизму. У пчел, например, альтруизм вообще единственная форма поведения: ни одна пчела не побоится умереть от потери жала, атакуя пришельца, ломающего улей.

Следуя этой логике, становится понятно, почему у человека, самого социального вида из всех млекопитающих, естественный альтруизм иногда зашкаливает почти до пчелиных градусов. Программа «жертвуй собой ради других» навеки впаяна в наш генокод. Чувства любви и сострадания – важнейший альтруистический инструмент столь социального вида – присущи нам от первого вздоха до последнего. Правда, не в равной степени.
делятся едой с членами стаи. Эволюционисты обычно апеллируют к потенциальной общности генов у представителей одного вида и считают, что это один из частных случаев того же инстинкта размножения.

Но ни под одну эволюционную теорию не подпадают те сценки, которые часто видят владельцы домашних животных и любители живой природы.

Почему Шарик так рычал и лаял, когда ветеринар делал уколы бедной Мурке? Почему Бобик позволяет котятам таскать еду из его миски? И почему слон,
Кто есть кто

Перед тобой система координат, описывающая местонахождение разных живых существ на нашей планете между пчелой и барсуком, где барсук – «индивидуальный разум», а пчела – «социальная глупость».
Вороны нередко проявляют альтруизм, причем не только по отношению к своим собратьям. Сытая ворона, будучи хищницей, может бережно играть с котенком, потягивая его за хвостик, но не нанося вреда. Также вороны умеют скучать и осознанно искать развлечений. Лоренц отмечал, что у них есть даже определенные представления об эстетике.
слон, крыса,
ворона,
Мы не одни

Уникален ли человек со своими шизофреническими метаниями между добром и злом? Да не очень. Весьма близко к нам расположены и другие животные, которые, правда, либо менее социальны, либо менее разумны, чем мы. Называя «умных» животных, мы обычно перечисляем именно тех, кто ближе других расположен к нам в системе координат «разум – социальность». Собака, обезьяна,
Знали, но как-то отвлеченно.

Мы всегда готовы сочувствовать, если правильно воздействовать на наши точки восприятия. Так что пчела сейчас, в общем, пребывает не в таком уж загоне. Скорее, поступаться своими привычками в современном человеке чаще приходится барсуку.

Но и тот тоже не особенно страдает. В обмен на необходимость сочувствовать всему шевелящемуся на земле его постепенно освобождают от тяжких пчелиных повинностей прошлых веков: от строгого общественного контроля за его сексуальностью, от церквей и религий, даже от излишнего патриотизма, призывной армии и победившего социализма.

Так что паритет сохраняется. Впрочем, он и не может не сохраняться: такова уж наша природа.
В книге голландского биолога Марка Хаузера «Нравственное сознание: организация природой общечеловеческого понятия о добре и зле» рассказывается об эксперименте, проведенном ученым. Он опросил несколько сотен человек – профессоров и сантехников, стариков и маленьких детей. Всем им предлагалось решать этические задачи (ты видишь их в этой статье и в прошлом посте)))).

Так вот, в целом все группы (именно группы, а не отдельные особо оригинальные люди, конечно), невзирая на возраст и уровень образования, ответили на вопросы одинаково.
№ 1 – да.
№ 2 – нет.
№ 3 – нет.
№ 4 – скорее, нет.


Причем спрашивать, в чем тут логика и рационализм, бесполезно. Ответы давались интуитивно, извлекаясь из самых глубин подсознания, в которых, видимо, и лежит выбитый на золоте вечный пакт между пчелой и барсуком. И от человека к человеку он меняется ощутимее, чем между социальными группами, нациями и эпохами – тут общие положения остаются неизменными.

Что меняется, так это степень информированности среднестатистического человека о чужих переживаниях. Чтобы быть альтруистом, недостаточно иметь много от пчелы в характере. Нужно еще уметь проникаться потребностями другого человека. Очень трудно сочувствовать чьей-то боли, если не знаешь, что такое боль. И вот тут очень мощно сработала культура – все эти книги, проповеди, газеты и фильмы. Например, после выхода романа Гюго «Последнее утро приговоренного к смерти» все цивилизованное человечество было так потрясено, что впервые вопрос о допустимости смертной казни стал рассматриваться серьезно. А что, до 1829 года никто не знал, что людям головы рубят?
А как насчет нравственного прогресса?

Становится ли человечество со временем хуже или лучше? Обличители современных нравов настаивают на первом варианте, люди с более трезвым взглядом на реальность уверенно ставят на второй. Но, с точки зрения этолога, природа человека на наблюдаемом отрезке истории не менялась. С неандертальцами все пока не очень понятно, но совершенно точно, что, взяв любого современного младенца за памперс и перенеся его в эпоху Дария, мы получили бы через полтора десятка лет обычного бравого перса, молотящего врагов палицей по мозгам без особых угрызений совести.
Добро и зло, как запланировано

Биологов всегда интересовал альтруизм у животных. Очень легко объяснить, почему куропатка
Между пчелой и барсуком
Так вот, если забыть на время о высоком предназначении человека и рассматривать его как животное, каким он, с точки зрения этологов, и является, то мы обнаружим, что во многом люди куда ближе к пчелам, чем к барсукам. Мы точно так же ни на что не годны в одиночестве, мы теряем свою видовую идентичность, разлучаясь с себе подобными, мы бесконечно заняты тем, что друг друга обслуживаем и с друг другом сотрудничаем. И биологи, которые воспринимают ульи и муравейники как одно животное, приходят к похожему выводу, наблюдая за человеком. Мы гораздо глупее многих животных, но это ничего не значит, потому что все свои силы наш вид бросил на важнейшую видовую специализацию – общение с себе подобными.

Едва родившись, ребенок начинает искать глазами не только сосок матери, но и ее лицо. Разговаривать мы начинаем раньше, чем ходить и даже сидеть. Пусть пока это всего лишь «агу-агу» и «бу-бу!», но мы стараемся. Мы улыбаемся, приходим в восторг, когда нам что-то говорят, мы тянем ручки к кому угодно, похожему на человека (или даже на другое животное).

Играя в одиночестве, дети почти безостановочно болтают. Если у них нет отвечающего собеседника, не проблема: они будут разговаривать с куклами, машинками и ручками от чайников. Взрослея, мы, в отсутствие реального собеседника, тоже пребываем в почти бесконечном монологе, пусть и более молчаливом, – разговариваем сами с собой, с воображаемыми людьми, богами или теми же ручками от чайников. Как птица рождена для полета, так мы рождены для беспрерывных бесед, для получения информации и передачи ее. Создав письменность, человечество получило возможность общаться не только в горизонтальной плоскости с современниками, но и с предыдущими и последующими поколениями*.

Уже больше трети жизни молодой человек тратит на образование – получение информации, собранной человечеством за всю историю его существования.

Мы превратились в таких фантастических специалистов по общению, что давно вышли за свои видовые рамки: сочувствие и любовь у очень многих людей вызывает вообще все живое, а иногда и неживое. Мы одушевляем даже то, что не может быть живым по определению: в скрипе старого шкафа слышим кряхтенье нуждающегося в помощи старика, сурово беседуем со своими барахлящими компьютерами. А что уж говорить о том, в каком единении душ пребывают водители со своими железными «умницами», «девочками» и «красавицами».

При этом мы гораздо умнее пчел, потому что у человека есть и то самое, барсучье, «я», которое позволяет нам быть не взаимозаменяемыми клетками, а неповторимыми индивидуальностями. И вот тут мы переходим к весьма интересному моменту.

* Примечание «А во что скоро превратит нашу жизнь Интернет, так вообще страшно подумать».
Маленькие гении сотрудничества
Оставим ненадолго барсука и посмотрим на другое животное – пчелу. Это полная противоположность барсуку. Если тот является одним большим «я», то самосознание пчелы – величина, скорее, отрицательная. Некоторые биологи предлагают рассматривать ульи и муравейники коллективных насекомых единым существом, состоящим из множества подвижных обособленных клеток с различными специализациями. У пчел это трутни, матки и рабочие пчелы; у муравьев же физиологическая специализация еще разнообразнее.

Если взять молодую рабочую пчелу и поселить в отдельной большой коробке со всеми удобствами, снабдив пропитанием, то насекомое не будет есть и умрет через несколько суток, потому что оно просто не приспособлено для сепаратного существования.

Для передачи друг другу информации пчелы пользуются весьма сложным языком, включающим вибрации брюшка и крылышек, знаменитые танцы на сотах и обмен запахами. При этом сама по себе пчела исключительно глупа. Исследователи пчел Фриш и Линдауэр, например, долго экспериментировали со способностями пчел решать задачи. Выяснилось, скажем, что, когда леток (вход в улей) передвигают буквально на несколько сантиметров от привычного места, пчелы могут часами биться головой в стенку улья, прежде чем случайно не впишутся в леток.
Итак, посмотрим, что умеет барсук
1. Без всяких первоначальных планов и схем, без инструментов и помощников он способен вырыть двух-трехэтажное подземное сооружение, простирающееся на несколько километров, которое не нуждается в крепеже, обладает десятками запасных выходов и вентиляционных отдушин, почти не рискует быть затопленным даже при сильных паводках. В зависимости от рельефа местности барсук старается разместить вход в нору так, чтобы на него максимально часто в течение года падали лучи солнца, ибо именно перед главным входом барсуки устраивают котлованчики, в которых принимают солнечные ванны. Все прочие пожарные выходы из норы старательно замаскированы. Обычно они спрятаны в корнях деревьев, прикрыты валежником и т. д.

2. Барсук способен идентифицировать тысячи видов трав, кореньев, насекомых и земноводных. Он не только никогда не травится незнакомыми грибами-ягодами, но и правильно выбирает температуру для хранения своих запасов. Подземные кладовки барсука расположены на разной глубине, и он тщательно сортирует, что где хранить, дабы все сохраняло максимальную свежесть как можно дольше.

3. Капканы, ловушки и электрические ограды плохо работают против барсуков, так как эти звери очень быстро обучаются их обходить.
Кто умнее человека

Люди ждут прибытия инопланетных разумов, искренне опасаясь, что они во вселенной одиноки (жребий, конечно, почетный, но страшновато как-то). При этом вокруг нас шляются десятки тысяч весьма разумных видов, но мы их ухитряемся не замечать. Какой же это разум, если это всего-навсего ежик?

А между тем, кто тут тварь неразумная, еще предстоит разобраться.

Возьмем, например, европейского барсука. Это очень мрачное, одинокое существо, которое больше всего на свете не любит общаться. Даже с родственниками барсук поддерживает весьма редкие контакты, связанные прежде всего со всякими неприятностями типа необходимости изредка размножаться.

При этом родители барсука не утруждают себя особо его образованием: несколько месяцев после рождения он живет при матери, после чего мамаша бесцеремонно выставляет выводок за дверь.

Причем утверждать, что все свои сложнейшие действия барсуки совершают бездумно и инстинктивно, как это часто делают, например, насекомые, не приходится. Молодые барсуки сплошь и рядом допускают ошибки: у них обрушиваются выводимые своды их первой норы, они падают в воду с речных осыпей, они пытаются охотиться на малосъедобные вещи. Однако барсучата делают из этих ошибок выводы с молниеносной скоростью.

В животном мире барсук является, пожалуй, гением анализа и логики. Но при этом никто не считает его умным животным, так как этот полосатоносый нелюдим очень плохо идет на контакт, практически не поддается дрессировке и вообще выказывает совершенное скудоумие во всем, что касается общения в любом виде.
Первый убедительно доказал, что в душе нет врожденных идей и мы рождаемся явно слепыми и к хорошему, и к плохому. Лишь личный жизненный опыт и воспитание делают нас по настоящему людьми.
и немец Иммануил Кант.

Философические опыты

На эту тему очень качественно ломали копья философы прошлого. Самыми знаменитыми в этих дискуссиях стали, пожалуй, англичанин Джон Локк
Загадочно о непонятном

(Недавно на Жабе был выложен пост "Четыре задачки по этике"(это был так сказать предпост) . Это был своеобразный срез-соц.опрос.

здесь где предлагалось ответить на вопросы......
на самом деле правильных ответов не существует, дело в мироощущении каждого. А чтобы вы поняли откуда уши торчат, вашему вниманию представляется (основной) пост
в котором вы найдёте ответы большинства респондентов. )

Всегда найдутся любители поругать человечество. Злобное, агрессивное, безжалостное, забывшее добро человечество, которое, положа руку на сердце, давно стоило бы стереть с лица планеты за гадкое поведение. Занимаются этими обличениями в основном сами же люди (хотя можно встретить и хорошо обученного попугая, сутками орущего «дураки!» в пространство ноосферы).
Но так ли уж плох человек? Действительно ли наша натура изначально столь порочна, что удержать нас от безостановочного людоедства можно только строгими вожжами церкви, милиции и голливудской пропаганды?
Задача № 4

Условие: Вагон все мчится и готов разлететься на куски, упав с рельсов в пропасть. В вагоне сидят пять человек, полумертвых от ужаса. Но на боковой ветке по рельсам прогуливается тот самый толстяк, затормозив о тело которого вагон остановится.

Вопрос: Этично ли поступит стрелочник, если переведет вагон на боковую ветку?

Выбери правильный ответ:

Да / Нет
Задача № 3

Условие: Опять отцепившийся вагон угрожает жизни пяти человек. Но поезд проходит под мостом, на перилах которого сидит толстяк. Если сбросить его перед вагоном, тот затормозит, и все пятеро будут живы.

Вопрос: Этично ли так поступить?

Выбери правильный ответ:

Да / Нет
Задача № 2

Условие: В больнице лежат пять человек, умирающих от болезней разных органов. В коридоре сидит здоровый человек, органы которого со стопроцентной вероятностью спасут жизнь всем пятерым .

Вопрос: Этично ли будет убить его для изъятия органов?

Выбери правильный ответ:

Да / Нет
Условие: Отцепившийся вагон мчится по рельсам. На главном пути стоят пять человек, на боковом – один.

Вопрос: Имеет ли моральное право стрелочник перевести вагон на боковой путь и пожертвовать одним человеком?

Выбери правильный ответ:

Да / Нет
иногда рискуют собой, отбивая у львов не своего теленка, а чужого. Или почему волки
с риском для жизни отводит хищников от гнезда – это материнский инстинкт, форма инстинкта размножения, которая часто может превалировать над страхом собственной гибели.

Уже сложнее объяснить, скажем, почему буйволы
Первый убедительно доказал, что в душе нет врожденных идей и мы рождаемся явно слепыми и к хорошему, и к плохому. Лишь личный жизненный опыт и воспитание делают нас по настоящему людьми.

Кант же доказал бытие Бога через наличие «нравственного закона внутри нас». Потому что ничем, кроме наличия высшего разума, влияющего на каждого человека, нельзя объяснить, например, любовь, самопожертвование, благоговение, милосердие и прочие замечательные вещи. Их ростки заложены в нашу душу изначально самим Творцом, и только от нас зависит, дадим мы им развиться или сделаем ставку на свою греховную, звериную сущность. И с Кантом довольно долгое время трудно было поспорить. Действительно, почти каждый человек явно понимает разницу между добром и злом, при том что зло часто бывает притягательнее. Зачем делиться конфетой с Мишей, если куда слаще сожрать ее самому? Тем не менее нередко даже самые маленькие дети, ничего не подозревающие об альтруизме и милосердии, с готовностью делятся сладостями и игрушками. Разве тут нет противоречия с их природными потребностями? Разве не видим мы в таком поведении явное свидетельство того, что без высших сил в создании человека не обошлось? Ни одно животное в мире не может быть так разумно, так нравственно, как человек, венец творенья. Ну а когда мы преступаем свою разумность и нравственность, забываем глядеться в зеркало Бога, вот тогда – да, нас ждет грязнейшая канава скотства и будем мы ниже всех тварей земных...

Довольно долго концепция человеческой личности, состряпанная из скрещенных идей Канта и Локка, считалась основной, да и сейчас у нее немало поклонников. Увы, но к реальности она при всей своей симпатичности не имеет никакого отношения.

Всегда ли человек разумен?
Кстати, о венце творенья.
Знаешь, что случится, если запереть в комнате щенка и младенца,
обеспечив их питанием и уходом, но лишив любого общения? Правильно, через несколько лет, если мы откроем дверь комнаты, нас встретят две собаки. Осознание того, что вне человеческого общества ребенок вырастает диким зверем, почти идентичным по поведению тем животным, среди которых он рос, всегда несколько расстраивало богословов. (Такие случаи были впервые более-менее научно описаны в XVII веке. До этого господствовало мнение, что все эти Ромулы и Ремы, вскормленные волчицами,
вырастали хоть и дикарями, но все-таки людьми.) Вид венца творенья, бегающего по деревьям без штанов, грызущего кости и отличающегося сообразительностью курицы, был огорчителен. Собака,
кошка,
лошадь,
хорек
– никто не меняет своей природы, живя среди людей. Что с человеком-то не так? Казалось бы, наоборот: именно мы сотворены по образу Божьему и должны сохранять его в любом случае.

Увы, дыхание Творца совершенно не ощущалось в феральных людях (иначе – маугли).
Хуже того, одичать до состояния неразумных зверей вполне могли и взрослые – например, попавшие на острова жертвы кораблекрушений или тюремные узники. Впрочем, тут хотя бы можно сослаться на то, что бедняги просто сошли с ума от горя и одиночества.

То, что разум и душа могут повредиться, – понятно. Но вот то, что без надлежащих условий они и вовсе не появляются, было гораздо более странной новостью.
Задача №1
автор: smOkey
обновлено: 2011-07-26 20:49:36
рейтинг:
 
4.8 (оценок: 24)
оцените:
1
2
3
4
5
10
просмотров: 8341




Комментарии
Алхам 2011-07-26 21:53:54
Вороны труъ)



Таблетка Антидепрессанта 2011-07-26 22:50:50
А где умные, хитрые, коварные, злобные крысы? Это тоже неплохая тема, а то птички да птички...



MrCartograph 2011-07-26 23:52:23
много букавок не всё читал



Naught 2011-07-27 01:45:47
мне понравилось) очень интересно было читать 10+



Naught 2011-07-27 01:46:08
все разжевал... все понятно)



Киони Айри 2011-07-27 02:31:29
Насчёт кота и ребёнка не согласна.
Если бы этого самого 5 летнего ребёнка с рождения воспитывали бы, скажем, волки, а кота, до того как выбросили в лес, ни разу даже не выпускали бы на улицу и кормили с ложечки, то ребёнок бы выжил, а кот погиб.
Кстати, не говоря уже о том что по сути годовалый кот уже взрослое животное, что не скажешь о пяти летнем дитя.



Naught 2011-07-27 12:22:45
Ребенок бы не выжил
Котэ может тоже умер бы но я на этот счет уже сомневаюсь а вот ребенок точно погиб бы там в лесу)



Naught 2011-07-27 12:23:03
особенно холодной зимой)



Киони Айри 2011-07-27 02:31:40
А вообще 10



Кавабунга 2011-07-27 03:18:09
Философия... познавательно+10 Люди не будьте барсуками)))



1 2
Почему существует понятие «пятничный юмор»? Почему не бывает «понедельничного юмора» или «юмора по четвергам»? Все очень просто. Глупо веселиться в понедельник – начало трудовой недели, столько всего нужно успеть сделать, на работе все сослуживцы злые и невыспавшиеся. Четверг, вообще рыбный день. Чего же здесь смешного? Зато в пятницу наступает оно – время юмора, шуток, приколов, анекдотов, розыгрышей. За пять дней вы честно отработали свою трудовую «повинность», впереди два дня отдыха, можно немного расслабиться в предвкушении грядущих выходных. Имеете полное право дружно поржать и похихикать со своими сослуживцами над любым персонажем: приколоться над разносчиком пиццы, например, или над одним из своих сотрудников, секретаршей начальника, самим начальником и т.д. Пятница юмор имеет особый, Ничего общего с ядом и злобой, Грубым бывает, ниже пояса порой, Но зато, блин, на убой! Интернет сообщество – эта великая сила креативных собратьев, которая прекрасно «сечёт фишку». Она (эта сила) придумала для пятницы демотиваторы особого содержания. Демотиваторы о самой пятнице и для пятницы: с юмором, с шутками, со стихами, с курьезными картинками, с аниме и кадрами из популярных фильмов. Это очень острое блюдо, оно зачастую приправлено перчиком. В нем очень часто используется нецензурная лексика и некоторые участки тела, которые не принято демонстрировать в другие дни недели. Оригинальны и уморительны для пятницы фото приколы – часто фотожабы, но иногда удачные снимки конфузов людей, животных, насекомых и т.п. Невероятные, смешные ситуации, которые иногда происходят вокруг нас, запечатлены на фото, ко многим добавлена искрометная подпись, и теперь каждый может получить заряд позитива при просмотре. Приколы про пятницу популярны в офисной среде, где повседневная работа часто скучна и однообразна. Но в конце каждой недели наступает волшебная пятница и все меняется! Изредка, если начальства нет на месте, некоторые позволяют себе даже по бутылочке пива. Главное – не попасться на глаза начальству. Трудно сдержаться от громкого смеха, Юмор по пятницам продолжает цвести, Наполняются блоги, и в соцсетях потеха, От девок голосистых глаз не отвести! Наш сайт, где собраны и постоянно обновляются юмористические картинки, флешки, демотиваторы, видео приколы, постарается сделать каждую вашу пятницу яркой, незабываемой и веселой, значит, самой крутой!

   
ВВЕРХ
ЖАБА