логин (e-mail)
пароль
   
регистрация | забыли пароль?


Рейтинг авторов






Rambler's Top100




Искать на Жабе:




Прикольные истории (6989)

Всякое случается в нашей жизни, бывает и такое...

Добавь сюда! Анекдот, Flash игру, прикольную историю, смешную картинку, да малоли, что еще!



Остров Пасхи
В художественной литературе встречается также название Вайгу, в частности, в фантастическом романе «Тайна двух океанов» советского фантаста Григория Адамова

— Это остров Рапа-Нуи. Таинственный, загадочный остров, доставивший и до сих пор еще доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам культуры всего цивилизованного мира. Слыхал ли ты что-нибудь об этом острове?
— Рапа-Нуи?.. Нет, — признался Павлик, — в первый раз слышу.
— Гм.. Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты знаешь его под именем Вайгу, как его иногда называют?
— Н-нет, Иван Степанович, — ответил Павлик, чувствуя уже некоторую неловкость. — И Вайгу не знаю.
— Не понимаю. Абсолютно не понимаю, чему вас только учили в этих ваших прославленных гимназиях, или… как их там… колледжах, что ли! — Колледж святого Патрика, Иван Степанович, в Квебеке.
— Не святого Патрика, — разразился океанограф, — а святого невежества!.. Вот-с! Святого невежества! Не знать ничего и даже не слышать об острове Рапа-Нуи, или Вайгу, или Пасхи! Это чудовищно!
— Пасхи? Остров святой Пасхи? — встрепенулся Павлик. — Я что-то припоминаю… Да-да, я припоминаю… Это крохотный остров среди Тихого океана.
Названия острова
У острова Пасхи существует множество названий:

Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage — в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — «пуп земли»);
Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui — «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;
остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
Теапи (рап. Teapi) — так называл остров Джеймс Кук;
Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), — этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года. Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое
название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди
англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) — когда идёт речь о народе или местной культуре.
Остров Пасхи (нидерл. Paasch-Eyland, исп. Isla de Pascua) — остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Местное название острова — Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Площадь — 163,6 км. Координаты — -27.116667, -109.3527°07 ю. ш. 109°21 з. д. / 27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. (G).

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, — 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

Столица острова и его единственный город — Ханга-Роа. Всего на острове проживает 3,7 тыс. человек (2005).

Рапа-Нуи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Матуа. В 1888 году аннексирован Чили. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Территория • Всего 163,6 км
Население
• Всего (2005) 3791
• Плотность 23,1 чел./км
Валюта Чилийский песо (CLP)
Интернет-домен .cl
Телефонный код +56-32
Часовой пояс UTC 6
Официальный сайт http://www.rapanui.co.cl
Национальный девиз: отсутствует
Гимн: «Himno Nacional»
Провинция Остров Пасхи (в составе Чили)
Область Вальпараисо (Чили)
Дата присоединения 1888 (к Чили)
Официальные языки испанский, рапануйский
Столица Ханга-Роа
Крупнейший город Ханга-Роа
Форма правления Специальная территория Республики Чили
Губернатор Меланья Каролина Отус Эй
Мэр Педро Эдмундс Паоа
Isla de Pascua - Rapa Nui
География

Остров Пасхи — уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана, являющаяся одним из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расположен в 3703 км от побережья ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайших населённых островов на западе (остров Питкэрн) на 1819 км. Координаты острова: -27.116667, -109.3527°07 ю. ш. 109°21 з. д. / 27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. (G). Площадь острова — 163,6 км. Ближайшая ненаселённая земля — архипелаг Сала-и-Гомес, не считая нескольких скал недалеко от острова.

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Као (рап. Rano Kao) (324 м) рядом с поселением Матавери; Пуа-Катики (рап. Puakatike) (377 м) и Теревака (рап. Terevaka) (539 м — высшая точка острова).

Самый высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано-Арои (рап. Rano Aroi) (около 200 м). Собственно «Рано-Арои» — это название озера, заполняющего потухший кратер.

Другой кратер Теревака — Рано-Рараку (рап. Rano Raraku) (160 м) также представляет собой озеро с большим запасом пресной воды, окружённое зарослями тростника. Диаметр этого кратера — около 650 м.
Диаметр кратера Рано-Као — около 1500 м, глубина — 800 м. Вулкан имеет симметричную форму и окружён холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан.

На внутренних склонах вулканов растительность более обильная. Это объясняется более плодородной почвой, отсутствием сильного ветра и «парниковым эффектом».

Остров Пасхи — вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная почва расположена на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Самые распространённые горные породы на острове — базальт, обсидиан, риолит, трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название — Ханга-Хоону) состоят из лавы красного цвета.

Остров окружён маленькими островками: у юго-восточной оконечности — Моту-Нуи (рап. Motu Nui) (крупнейший остров, на котором в далёком прошлом избирались военные предводители жителей Рапа-Нуи), Моту-Ити (рап. Motu Iti), Моту-Као-Као (рап. Motu Kao Kao) (у этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западной оконечности — Моту-Таутира (рап. Motu Tautira) и у восточной оконечности — Моту-Маротири (рап. Motu Marotiri).
Флора

Остров Пасхи веснойФлора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений — Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).
Другое растение острова — тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку — Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII—XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.
Фауна

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.
Население

Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI—XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилось до 2—3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек.

В начале XX века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек.

По переписи 2002 года на острове проживало 3791 человек (к примеру, в 1988 году — 1938 человек). При этом 200—300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США. Рост произошёл в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковой части на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году — только 60 %. Остальные 39 % были чилийцами, 1 % — другие народы.
Плотность населения на острове составляет 23 чел./км (к сравнению, в Германии — 230, в России — 8,4).

В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время практически всё население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.

Официальный язык на острове — испанский, а также рапануйский.

Жители преимущественно католики.
Административное управление

Остров Пасхи — провинция в составе чилийской области Вальпараисо, возглавляемая губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром .

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове — чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи — беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительны. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.
Инфраструктура

Самолёт LAN Airlines в аэропорту островаВ 1966 году единственный аэропорт острова Матавери стал базой американских военно-воздушных сил, а в 1986 году он был реконструирован НАСА для возможных аварийных посадок американских «Шаттлов», поэтому это один из самых отдалённых аэропортов мира, способный принимать самолёты большой вместимости. В связи с резким притоком туристов на острове ведётся активное строительство, а сам туризм стал основным источником доходов для местных жителей (однако общая численность туристов не так велика).

На острове действует централизованная система водоснабжения, хотя ещё недавно местные жители пользовались пресной водой из озёр потухших вулканов. Электроэнергия на острове вырабатывается дизель-генераторами, имеющимися в каждом доме. Дороги с твёрдым покрытием находятся вблизи административного центра острова — поселения Ханга-Роа, а также Матавери, где расположен аэропорт. В то же время дорога от Ханга-Роа до бухты Анакена на севере и до полуострова Поике на юге гудронированы. В школе Ханга-Роа после выпуска можно получить аттестат об окончании среднего учебного заведения, дающий право на поступление в высшее учебное заведение. Однако высших учебных заведений на острове нет, поэтому для продолжения обучения местным жителям приходится отправляться на материковую часть Чили. В начальной школе острова Пасхи под эгидой ЮНЕСКО проводятся занятия на двух языках: рапануйском и испанском. На Рапа-Нуи также действует Антропологический музей имени Отца Себастьяна Энглерта, а также крупная библиотека с собранием книг, посвящённых истории, культуре и изучению острова Пасхи.

Со здравоохранением на острове дело обстоит значительно лучше, чем в других отдалённых уголках Чили. Действует одна маленькая больница, а также амбулатория.

Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон, Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код Чили +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 — это единственные действующие префиксы на острове).
Туризм — основной источник доходов населения. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией «LAN Airlines», самолёты которой отправляются из Сантьяго на Таити, делая промежуточную посадку на острове Пасхи. Внутренние перелёты осуществляются по схеме «Сантьяго — Остров Пасхи — Сантьяго». В зависимости от того, какой билет вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит из двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. В декабре—марте перелёты осуществляются несколько раз в неделю. В остальное время года — раз-два в неделю. Перелёт длится около 5 часов. Начиная с ноября 2010 года попасть на остров Пасхи можно будет также прямым рейсом из столицы Перу Лимы. Все самолёты приземляются в единственном аэропорту острова Пасхи — Матавери. На Рапа-Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты.

На острове действуют несколько отелей, в том числе четырёх- и трёхзвёздочного уровня. Цены на Рапа-Нуи очень высокие: связано это с тем, что большинство продукции импортируется. До достопримечательностей острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января — начале февраля проводится фестиваль «Тапати» (англ. Tapati Rapa Nui), сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев.
Достопримечательности

Моаи — каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы высотой до 20 метров. Вопреки распространённому мнению, они «смотрят» не в сторону океана, а в глубь острова. Некоторые моаи имеют «шапки» из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова.

Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге Аку-Аку даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй предположительно осуществлялась посредством деревянных салазок, но местный житель преподносит этот способ как вероятный, пребывая в уверенности, что статуи, наиболее вероятно, всё же доходили до своих мест самостоятельно.

Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.
Рано-Рараку — одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау. Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.
Те-Пито-те-хенуа (рап. пуп Земли) — церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.

На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго.

Пуна-Пау — небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.
История

Заселение и ранняя история острова
По сопоставлению глоттохронологических и радиоуглеродных оценок, остров был заселён в 300—400 годах, по другим данным около 900 г. н. э. переселенцами из Восточной Полинезии, предположительно с острова Мангарева Крайней оценкой времени заселения острова является 1200 год — момент исчезновения лесов, определённый радиоуглеродным методом. По легендам, первые поселенцы прибыли на остров на двух огромных пирогах большими семьями.

Есть гипотеза о пребывании в 80-х годах XV века на тихоокеанских островах (возможно это о. Пасха) флота инков под командованием десятого Сапа Инки Тупака Инки Юпанки. По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа, в эпоху правления Тупак Инка Юпанки у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они (возможно даже Тупак Инка Юпанки лично) достигли каких-то островов в Тихом Океане. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа; развалины Аху Винапу построенные в классическом стиле полигональной архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы; а также тот факт, что тотора, произрастающая в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова Пасхи она растёт только в озере Титикака.

До появления европейцев на острове проживали два различных народа — «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение. Во время восстания короткоухих, состоявшегося предположительно в XVI веке, все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.
Занятия древних рапануйцев

Остров Пасхи в настоящее время — это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX—X веках по данным палинологических исследований кернов из почвы остров был покрыт густым лесным покровом.

В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов.

Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (Triumfeta semitriloba), марикуру (Sapindus saponaria), макои (Thespesia populnea) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (англ. Mara'e Renga). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилищ, транспортировка моаи и пр.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведен полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.
В прошлом полинезийцы, отправляясь на поиски новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица — впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев.

Крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. После чёрных крыс, завезённых Хоту-Мату’а и его последователями, на острове появились уже серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи, где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы даже устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхе в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви (рап. mangai ivi), другие — из камня, их называли мангаи-кахи (рап. mangai kahi) и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей, которых звали тангата-ману (рап. tangata manu). После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из кости врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана (рап. mana) погибшего человека, то есть его сила.

Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости, или мангаи-иви (рап. mangai ivi) с острова Пасхи. Состоит из двух частей, соединённых верёвкойРапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах. Они так сильно ценились рапануйцами, что даже на берегу сооружались тупы (рап. tupa), которые служили дозорными башнями.

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название — вака рап. vaka), как, например, у полинезийцев, бороздивших воды Тихого океана. К тому же, явный дефицит высоких и крупных деревьев отразился на технике его производства. У рапануйцев было два типа каноэ: без аутригера, которое использовалось при плавании вблизи берега, и с аутригером, которое использовалось при мореходстве на дальние расстояния.
Общественные отношения древних рапануйцев

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий из-за болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени.

В начале XIX века на Рапа-Нуи существовало десять племён, или мата (рап. mata), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту-Мату’а. Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту-Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Постепенно от существовавших племён выделялись новые. Так рапануйская легенда рассказывает о появлении племён раа и хамеа, которые проживали на территории племени миру.

Сложность политической географии острова также заключается в том, что ко времени открытия Рапа-Нуи племена не проживали исключительно на своей территории. Объяснялось это, прежде всего, межплеменными браками, в результате которых дети могли претендовать на земли своего отца из другого племени или унаследовать владения матери.

Территория племени часто делилась между потомками членов мата-ити (рап. mata iti), или небольших кланов, формировавшихся внутри племени. Принадлежавшие им земли представляли собой полоски земли, тянувшиеся от берега до центра острова. Аху на берегу, который был кладбищем и святилищем, указывал на принадлежность территории какому-либо племени.

В древности соплеменники жили в огромных хижинах. Это было подобие родовой общины, которую называли иви (рап. ivi). Роль такой расширенной семьи неизвестна. Но если говорить о полинезийской общине в целом, то можно предположить, что в ней все члены совместно владели землёй (то есть это была общинная, общая земля) и сообща занимались сельским хозяйством.
Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап. mata), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у — это название вулканического пика недалеко от Ханга-Роа. Их также называли мата-нуи. Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту-ити».

Система иерархии, существовавшая в прошлом на острове, ныне исчезла. Во главе иерархической лестницы находился арики-мау (рап. ariki mau), или верховный вождь, почитавшийся местными племенами в качестве божества. Ниже находились жрецы, или иви-атуа (рап. ivi atua), и местная знать, или арики-пака (рап. ariki paka). Причём к знати принадлежало всё племя миру. Это крайне противоречило полинезийским обычаям. Необходимо отметить, что в других племенах острова арики-пака и вовсе отсутствовали.

На следующей ступени иерархической лестницы находились воины, или матато’а (рап. matato'а), часто претендовавшие на политическую власть. Низшее положение занимали кио (рап. kio), или зависимое население (скорее всего, оно формировалось из членов побеждённого племени). Точное положение ремесленников в этой лестнице неизвестно, но вероятно, что они занимали достаточно высокое место в рапануйском обществе.

Как и на других островах Полинезии, рапануйский король терял свой титул после рождения старшего сына. На деле, король находился у власти в качестве регента до тех пор, пока его сын не становился способным осуществлять свои функции самостоятельно. Совершеннолетие наступало после женитьбы, после чего прежний король утрачивал свои функции. Точные обязанности рапануйского короля неизвестны. Одной из его основных функций было наложение и снятие табу.

Аху Те Пито Кура — пуп Земли в фольклоре жителей острова ПасхиДревние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых воинов. Самих людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех жителей острова.
Европейцы на острове

В 1687 году лекарь Лионел Вафер находился на борту судна «Batchelor’s Delight», которым командовал пират Эдвард Дэвис. Им была замечена обширная полоса земли, приблизительно на 20°27 южной широты. Судя по оставленным описаниям, это очень напоминает остров Пасхи. Однако, координаты даны очень неточно. Поэтому неправильно приписывать открытие острова Ваферу или Дэвису.

5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» голландского путешественника Якоба Роггевена заметил на горизонте сушу — это был Рапа-Нуи. В тот же день адмирал назвал остров в честь христианского праздника Пасхи. На момент открытия острова Роггевеном на нём проживало около двух—трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10—15 тысяч человек. Вследствие перенаселённости, вырубки лесов и эксплуатации ограниченных ресурсов изолированного острова цивилизация поселенцев пережила внезапный для неё кризис. Последствиями кризиса стали деградация культурных традиций аборигенов острова Пасхи и резкое уменьшение численности населения Рапа-Нуи.

На целых 50 лет европейцы забыли о существовании острова. Мореплаватели продолжали искать таинственную Землю Дэвиса, южный континент, найти который так и не удавалось. Тем временем, Испания опасаясь за свои американские колонии, решила аннексировать территории, лежавшие вблизи них. В 1770 году Мануэль де Амат-и-Хуньент (Manuel de Amat y Junyent), колониальный администратор Перу, послал корабль «San Lorenzo» под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо (Felipe Gonzales de Haedo) к берегам острова Пасхи, чтобы аннексировать его.

После аннексии Рапа-Нуи остров был назван в честь испанского короля Карла III и получил название Сан-Карлос (по имени Святого Карла, небесного покровителя короля). В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.

В конце XVIII — начале XIX веков на острове побывало множество мореплавателей: Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, русский путешественник Юрий Лисянский. Джеймс Кук заметил, что статуи острова Пасхи идентичны найденным в провинции Манта (Эквадор), а также сравнил их с монументами в Тиауанако.
1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием. На борту корабля находился немецкий поэт-романтик Адельберт Шамиссо. Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли.

12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено от 1000 до 2000 рапануйцев, среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои (Kamakoi) и его сын Маурата (Maurata). В Кальяо и на острова Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, а также губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи, начались гражданские войны, были забыты прежние принципы общественных отношений, начался голод. В результате численность населения сократилась примерно до 600 человек.

Миссионеры на острове и история Рапа-Нуи до начала XX века
Христианство и, прежде всего, миссионер Конгрегации Св. Сердец Иисуса и Марии Э. Эйро сыграли значительную роль в жизни рапануйцев. Сразу же после высадки на острове в 1862 году миссионер приступил к обучению рапануйцев, и уже через несколько месяцев шесть островитян читали катехизис на французском языке. Однако оставаться в стороне там, где происходит конфликт между правящими кланами, было невозможно. 11 ноября 1864 года Эйро подобрала направленная за ним на остров шхуна.

Спустя 17 месяцев Эйро вернулся на Рапа-Нуи с миссионером Ипполитом Русселом (Hippolyte Roussel) и семью мангареванцами. Своим главным центром миссионеры сделали Санта-Мария-де-Рапа-Нуи, объединившую два местечка — Ханга-Роа и Матавери. Земли около них были выкуплены у местных жителей в 1868 году.
Началось активное обращение рапануйцев в христианство, хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза. Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства, разводя не известные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier), занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец. Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году.

Тем временем, численность населения Рапа-Нуи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

В конце XIX века у острова Пасхи причаливало множество кораблей, экипаж которых в основном интересовались объектами искусства рапануйской культуры. В 1871 году мимо острова проплыл русский корвет «Витязь», на борту которого находился русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. Однако из-за болезни он не смог высадиться на берег.

Первые чилийские корабли были замечены у Рапа-Нуи ещё в 1830-х годах, однако тесные торговые связи были налажены только в 1870-х годах. Победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879—1883 годов, Чили приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо (Policarpo Toro Hurtado) высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили. В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в Вальпараисо. С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.
XX век
С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров Пасхи. С марта 1914 по август 1915 г. на острове работала экспедиция английской исследовательницы К. С. Раутледж, которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи. В 1934—1935 гг. остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие видные учёные, как А. Метро (Alfred Metraux) и Х. Лавашерри (Henri Lavacherry).

В 50-х годах XX века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново открыл миру остров Пасхи, в том числе экспериментально воспроизвел силами местных жителей и без применения современной техники вырубку статуи из горы, транспортировку статуи по острову и установку статуи на пьедестал[21]. В книге «Аку-аку» Хейердал выдвинул теорию о том, что остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат. Именно Тур Хейердал открыл новейшую историю острова. Теория перуанского происхождения древнего населения, однако, также не находит убедительного подтверждения. Генетический анализ населения указывает скорее на полинезийское происхождение, однако точность эксперимента не исключает и возможность перуанского.

С 1914 года чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов. Сначала это были преимущественно офицеры как действующие, так и отставные. С 1953 года остров Пасхи подчинялся командованию чилийского ВМФ. Жителям острова в это время было запрещено покидать пределы Ханга-Роа или только с письменного разрешения, что значительно ущемляло права рапануйцев. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года на острове стали проводиться свободные выборы.

Остров Пасхи трижды посещал военный диктатор Чили Аугусто Пиночет.
Культ «птицечеловеков» (XVI / XVII—XIX века)

Остров Моту-Нуи, вид из ОронгоПримерно в 1680 году мататоа, воины острова Пасхи, учредили новый культ бога Маке-маке, который, согласно рапануйской мифологии, сотворил человека. Так появился культ птицечеловеков, или тангата-ману (рап. tangata manu). Одной из причин его возникновения стал упадок рапануйской цивилизации, связанный во многом с обезлесением острова.

Недалеко от вулкана Рано-Као существовала церемониальная деревня Оронго, построенная для поклонения богу Маке-маке, являвшемуся также богом плодородия. Это поселение стало местом культа. Ежегодно между представителями всех кланов Рапа-Нуи проводились соревнования, в котором участники должны были доплыть до островка Моту-Нуи, и найти первыми яйцо, отложенное чёрной крачкой, или манутара (рап. manutara). Причём участники подвергались большой опасности, так как воды кишели акулами. Победивший пловец становился «птицечеловеком года» и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов, предназначенных для его клана. Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года.

Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями «птицечеловеков» и бога Маке-маке (их около 480).
Ронгоронго
Стела с надписями на языке ронгоронго.Остров Пасхи — единственный остров в Тихом океане, на котором была разработана собственная система письменности — ронго-ронго. Запись текстов осуществлялась пиктограммами, способ письма — бустрофедон. Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронгоронго, но его интерпретация оспаривается другими учеными

Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году.

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель, В. Хевеши, Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова Пасхи пришло из Индии через Китай, а затем с острова Пасхи письмо попало в Мексику и Панаму. Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию. Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа-Нуи, так и всей культуры. Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронгоронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.
Остров Пасхи и затерянный континент

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5—5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента
Флаг острова Пасхи
-----------------------------
Герб острова Пасхи
-------------------
Карта острова Пасхи
-------------------------------
Панорама острова Пасхи с границы кратера Рано-Као
--------------------------------------------------------------------------
Остров Пасхи весной
--------------------------------
Самолёт LAN Airlines в аэропорту острова
---------------------------------------------------------
Анакена — самый известный пляж острова
-----------------------------------------------------------
Моаи
--------------
Аху Те Пито Кура — пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи
------------------------------------------------------------------------------------------
«Рюрик» на якорной стоянке у острова Пасхи
---------------------------------------------------------------
Петроглиф с изображением божества Маке-маке у исчезнувшего поселения Оронго
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Остров Моту-Нуи, вид из Оронго
-----------------------------------------------
Стела с надписями на языке ронгоронго
------------------------------------------------------
автор: smOkey
обновлено: 2010-07-28 12:26:59
рейтинг:
 
3.8 (оценок: 10)
оцените:
1
2
3
4
5
10
просмотров: 12007




Комментарии
Хэрн 2010-07-28 15:18:03
один в один статья с википедии, только картинок залил и всё, -1



smOkey 2010-07-28 16:23:14
1. Не один в один. Что-то убрал, что-то добавил. +Видео.
2.Тебе материал(тема) интересен(сна), или копаться - где кто чего нашёл?

Если интересно - смотри и наслаждайся! Если нет - пропускай.




Гасим 2010-07-28 15:52:10
блин смокей тебе чё реально делать нечего????



Vitamin 2010-07-28 21:42:20
мне нравиться +10 читал с удовольствием хотя недавно по телеку смотрел



navi 2010-07-31 15:08:30
Интересно!!!!



1
Почему существует понятие «пятничный юмор»? Почему не бывает «понедельничного юмора» или «юмора по четвергам»? Все очень просто. Глупо веселиться в понедельник – начало трудовой недели, столько всего нужно успеть сделать, на работе все сослуживцы злые и невыспавшиеся. Четверг, вообще рыбный день. Чего же здесь смешного? Зато в пятницу наступает оно – время юмора, шуток, приколов, анекдотов, розыгрышей. За пять дней вы честно отработали свою трудовую «повинность», впереди два дня отдыха, можно немного расслабиться в предвкушении грядущих выходных. Имеете полное право дружно поржать и похихикать со своими сослуживцами над любым персонажем: приколоться над разносчиком пиццы, например, или над одним из своих сотрудников, секретаршей начальника, самим начальником и т.д. Пятница юмор имеет особый, Ничего общего с ядом и злобой, Грубым бывает, ниже пояса порой, Но зато, блин, на убой! Интернет сообщество – эта великая сила креативных собратьев, которая прекрасно «сечёт фишку». Она (эта сила) придумала для пятницы демотиваторы особого содержания. Демотиваторы о самой пятнице и для пятницы: с юмором, с шутками, со стихами, с курьезными картинками, с аниме и кадрами из популярных фильмов. Это очень острое блюдо, оно зачастую приправлено перчиком. В нем очень часто используется нецензурная лексика и некоторые участки тела, которые не принято демонстрировать в другие дни недели. Оригинальны и уморительны для пятницы фото приколы – часто фотожабы, но иногда удачные снимки конфузов людей, животных, насекомых и т.п. Невероятные, смешные ситуации, которые иногда происходят вокруг нас, запечатлены на фото, ко многим добавлена искрометная подпись, и теперь каждый может получить заряд позитива при просмотре. Приколы про пятницу популярны в офисной среде, где повседневная работа часто скучна и однообразна. Но в конце каждой недели наступает волшебная пятница и все меняется! Изредка, если начальства нет на месте, некоторые позволяют себе даже по бутылочке пива. Главное – не попасться на глаза начальству. Трудно сдержаться от громкого смеха, Юмор по пятницам продолжает цвести, Наполняются блоги, и в соцсетях потеха, От девок голосистых глаз не отвести! Наш сайт, где собраны и постоянно обновляются юмористические картинки, флешки, демотиваторы, видео приколы, постарается сделать каждую вашу пятницу яркой, незабываемой и веселой, значит, самой крутой!

   
ВВЕРХ
ЖАБА